Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Москва - Соловки

Необходимые пояснения.

Данное описание маршрута составлялось на основании нескольких походов в течение нескольких лет. Поэтому с одной стороны существует некоторая разница в стилях изложения, а с другой каждый раз вносились коррективы и уточнения.

Все походы были осуществлены на реконструированной яхте проекта Картер-30, при этом обводы и основные характеристики корпуса остались без изменения: длина 9.12, ширина 3.05, остадка «в грузу» около 1.7 метра, расстояние от воды до топа мачты около 12.3м, в штатном снаряжении 12.8, в море 13.8 за счет установки антены морского диапазона. На стоянках старались встать с запасом, чтобы спать спокойно. Там, где необходимо, приведены глубины.

В принципе основная цель: дать информацию всем на первопрохождение, сократив таким образом нервы и временные потери до минимума. Когда идешь тем же маршрутом второй, а тем более третий раз, многое уже «на подкорке».

Текст можно условно разделить на 4 типа, отличающиеся различными стилями:
- написанные курсивом советы по оснащению судна, имеющие отношения напрямую к данному маршруту, или к любому другому ДСП,
- обычный текст,
- важные сведения, имеющие отношение к безопастности судовождения и просто правила хорошего тона
- выдержки из вахтенного журнала, иногда в табличном виде:

Дата, время Координаты в формате dd mm.m Комментарии

или просто текстом: дата время, координаты в формате dd mm.m и комментарии

Описание ведется также как и в первоисточнике - «от Москвы», при этом, если есть особенности, тут же уточняется ситуация с описываемым местом при обратном прохождении.


Часть I . По следам Мошковского (путевые заметки «Москва-Онега»)

Настоящие записи, не претендуя на полноту, тем не менее позволяют «прокрутить стрелки часов» до нынешнего состояния дел, так как Сергей Яковлевич писал свой бестселлер более 10 лет назад, а это, как вы сами понимаете, было совершенно в другой стране. Мы проходили этот путь в 2001 году до Коприно и в 2002 году полностью «в охотку», не торопясь, и заворачивали, куда хотели, имея время «на пощупать». В процессе щупанья постоянно возникал вопрос про судно, на котором Мошковский заходил во все эти мелкие заливы, и вообще какая осадка была у его яхты. Выяснилось, что в оcновном он ходил на «четвертаке» и осадка и него была не больше 1.5 м.

1. КАНАЛ ИМЕНИ МОСКВЫ

Совет первый: потратьте немного денег (затянув ремень в других вопросах) и купите себе радиостанцию речного диапазона (например Гранит-44 - очень функциональная р/с). Сделав это, вы сэкономите много времени (на данном пути может быть сутки) и нервов. Полезно также «пассивно» слушать эфир, чтобы быть в курсе судовой обстановки в районе плавания. Оптимально антенну вынести на мачту (хотя бы до половины). С антенной на палубе вы сильно ограничиваете преимущества радиофикации так как будете слышать суда километров за 20, а вот ваш маломощный передатчик уже за ближайшим поворотом не услышат.

Совет второй: установите эхолот, хотя бы минимальный по функциональности типа рыбацкого отечественного - во многих случаях это позволит с малыми потерями уйти с мели, или просто на нее не попасть.

В 2002 году при оплате взноса в управлении канала нам было сказано, что раз есть радиостанция и огни в порядке - можно проходить канал (шлюзоваться) в любое время суток. На практике пока это не подтверждено - шлюзы не пускают, в особенности стоит на своем шлюз №3 (а собачиться с ними желания нет). Впрочем надеюсь, что рано или поздно это произойдет и канал будет пускать нас круглосуточно.

Уже к середине навигации в некоторых шлюзах не работают крайние (1 и 8) рымы с обеих сторон. Так что вероятность шлюзоваться «на крючках» не нулевая.

Обязательным условием является наличие Атласа ЕГТС том 2 со всеми свежими корректурами. Купить его можно в управлении Канала им. Москвы, тел. 491-25-23, Мальшакова Нина Павловна. У нее же можно купить и корректуры на каждый год. Мимо управления вы все равно не пройдете, т.к. надо оформлять договор на прохождение.

СТОЯНКА ПЕРЕД 6-М ШЛЮЗОМ

Самый спокойный вариант - встать на якорь «на внешнем рейде» я/к «Рассвет» в прямой видимости ворот шлюза вечером вашего «минус первого» походного дня (часов в 12 ночи) и сразу выяснить по радио когда с утра можно будет отшлюзоваться. По крайней мере, когда в 5 утра (на рассвете) вы запросите шлюз повторно, вас уже воспримут как старого знакомого.

При выходе со шлюзом на связь в первый раз всегда здоровайтесь, а после шлюзовки не стоит забывать о благодарности - язык не отсохнет, а вы будете на хорошем счету (что немаловажно, так как между шлюзами есть телефонная связь).

ШЛЮЗ № 3 (ДМИТРОВСКИЙ)

О нем стоит сказать особо: видимо, специально руководство канала всех самых вредных шлюзовщиц (слышал только женские голоса) собрало на этот шлюз. Шлюз сам по себе красивый (кораблики на башнях, природа кругом), но почему-то всегда вспоминается с искривленными губами на собственном лице: 2 раза на возврате (представляете себе - уже почти дома!, хочется побыстрее, а тут….) стояли у этого шлюза по 4 часа - ждали «флот с Волги»!

Причем не только у нас такое отношение - наблюдали (слушали) безнадежную перепалку старпома пресловутого «Ельца»* с шлюзовщицами, которые не подождали его 15 (!) минут и вынудили ждать следующей шлюзовки те самые 4 часа! И кстати, это единственный шлюз на всем описываемом пути, где строго потребовали надеть спасы всем, кто на палубе. Поэтому, чтобы не нервировать сотрудников шлюза, наденьте жилеты заблаговременно.

ТАТИЩЕВСКОЕ УШИРЕНИЕ, 3 РЕЙД

Если на возврате в Москву вы подошли к Дубне во второй половине дня и не планируете хождения по Иваньковскому в/х, шлюзуйтесь в 1 шлюзе, и если на бывшем 3-м рейде встать не удалось, идите в канал: 2 шлюз вас пропустит и в 20, и в 21 час (можете их запросить через 1-ый шлюз). 2-ой сразу предупредит, что 3-ий вас не примет (за что вы его обязательно поблагодарите). А если сам не скажет - попросите это выяснить, пока шлюзуетесь.
Не переживайте, стоянка в Татищевском очень неплохая: грунт великолепный (глина), глубины почти везде 2,4-2,8 метра, даже при интенсивном движении колебания уровня в пределах 20-30 см. И помните - с утра рано-рано бегите к 3 шлюзу иначе полдня будете стоять, ожидая всякие «караваны с Волги» и потеряете впустую часов 5.

Совет третий: потратьте немного денег (около 100 $) и заведите себе надувной тузик.Это решит огромное количество проблем с высадкой на берег.

У нас на лодке эксплуатируется ярославский «Язь 4.5». Берет на борт 3-х человек или 2-х и вещи. Очень часто не хватает как раз тех самых 3-5-10 метров для стоянки у красивого, но, увы, мелкого берега. Вообще я понял до конца прелести тузика на Байкале - озеро серьезное, носом в берег никогда не становятся на яхтах (может выкинуть), а тузик тут как тут. Как правило, ближе 30-50 метров вообще не подходят, хотя вода прозрачная - все дно видно.

Вернемся в канал - кроме этого уширения стоять можно на бывшем третьем рейде. Это у первого шлюза, но не в «бермудском треугольнике» у Ленина (стремно мне там как-то - узко, баржи прутся иногда в Тверь и, по-хорошему, это территория действующего рейда №1), а сразу по выходе из него в Иваньковское. Надо налево за угол - там широкий залив и в нем можно встать у берега.

4 особенности этой стоянки:
1. На входе внимательно: есть банка до 1,7 метра (а может и мельче - близко к красному бую проходить не стоит).
2. Близко к берегу не подойдете (только к обвалованию канала): левая часть залива какая-то «запретка» (возможно оборонка) да и глубины там менее 1,5 м.
3. Если дует из Иваньковского (нордовая четверть) то в этом заливе встать не получится вообще: нагоняет волну, короткую и крутую, и этой волной выдирает якорь (грунт - песок с тонким илом).
4. Посреди залива стоять нельзя: именно там раньше был рейд №3 (нефтяной) и внизу много гадости, из-за которой якорь можно оставить на дне.

2. ДУБНА - УГЛИЧ

СТОЯНКА НА 209 КМ (БЕТОННЫЕ ПЛИТЫ)

Километраж по Мошковскому на 2 километра больше: то, что у него на 211, на современном 2 томе 209! Это правило справедливо и для 3 тома.

Данная стоянка ныне едва дотягивает до 3 баллов по 5-балльной шкале. Во-первых, левый берег сейчас в частном владении и неизвестно, разрешит ли охрана расчалиться туда (выйти точно не разрешит). Во-вторых, глубина в 15-ти метрах от входа в бухту 1,7-1,5 метров - углубиться далее (в уширение) не удается. При этом проходящие пароходы, высасывая воду, создают течения в узком проходе, эпизодически сажая лодку на киль. В-третьих, народу кругом (в том числе и на машинах), мягко говоря, много. Таким образом, если вы устали и хотите встать на ночевку, лучше пройти либо до островов возле устья Медведицы, либо до устья Дубны (если вы на возврате).

Но! В процессе стояния в этом заливчике летом 2002 года я наблюдал очень странную картину и, не веря собственным глазам, довел экипаж до белого каления вопросами типа «я правильно вижу?». Напротив этого заливчика (с плитами) есть вход в широкий залив у деревни Плешково. По атласу на входе 0,7 метра глубины, а что дальше - неизвестно. И, тем не менее, в этот залив и обратно весь вечер и часть ночи с упорством, достойным уважения, «бегали» речные буксиры с гружеными баржами, причем без какого-либо дополнительного затруднения на входе! На утро я попытался найти проход, но дальше 1,6 глубины не пошел (времени и желания надувать тузик не было). Однако проход должен быть - осадка «речника» около 1,5 метра, а ил наверх винтами не взбаломучивало. Залив с лесистыми и достаточно слабо заселенными берегами, так что попытаться найти вход туда надо: стоянка должна быть великолепной.

МЕДВЕДИЦА

Реальная стоянка в этом районе возможна, видимо, только прямо напротив устья у крутого песчаного откоса: глубина там по атласу и эхолоту недалеко от берега в пределах 2,5-2,8 метров и от судового хода прикрыто островом.

Что касается самой Медведицы, то, несмотря на большое желание встать именно в ней, (углубившись от Волги) мы далеко не прошли по причине очень плохой судоходной обстановки: вехи есть, но расставлены недостаточно часто, чтобы видеть судовой ход, русло извилистое, сразу за руслом глубина 2 метра и менее (глубина за секунды меняется с 10-8 метров до 2-х). При этом ширина Медведицы до 300 метров, а русла 30 метров - без схемы-атласа делать там на «килевке» нечего, особенно если «мордотык».

НЕРЛЬ

В устье Нерли оптимальнее всего спрятаться за островом с сигнальной мачтой (река судоходна). Однако мы дважды пытались зайти туда ночью - не получалось, так как вход очень извилистый (речь идет о глубинах более 2,3 метра). Бакены со светоотражающими поверхностям (по атласу), но даже в свете хорошего прожектора никаких отблесков не наблюдается. Днем заход по судовой обстановке труда не представляет.

КАЛЯЗИН

К пристаням, описаным в первоисточнике, мы не подходили - жалко килем булыжники считать. Но, тем не менее, нашлась шикарная пристань для всяких целей (высадить кого или горючку взять). Заходите в Жабню посредине (глубины там хорошие), проходите сужение в устье, река слегка уходит налево и вы за ней. У правого берега (для вас левый) есть 2 пристани - переправа через Жабню на т/х «Москвич». Заложите большую дугу на ближайшую к устью пристань, радиус произвольный, лишь бы близко к берегу не подходить, и швартуйтесь. Глубина прямо у пристани более 2 метров - можно стать бортом. Единственное - следите за «Москвичом», чтобы ему не мешать.

Хотелось бы предупредить: атлас в некоторых моментах устарел сильно (даже тот, что сейчас можно купить). В частности, напротив колокольни есть островок, по атласу глубины вокруг него более 4 метров (проход прямо от фарватера) и вроде как можно мимо него срезать если идти по линии «буй 72А - остров», или например зачалиться к нему. Так это неправда: при попытке свернуть с фарватера киль наткнется на стенку из песка. У меня создалось впечатление, что там работал земснаряд и эту стенку навалил - очень резко с 4,2 метра на 1,1, практически вертикально. Мы сначала ткнулись тихими ходами, а потом заорал «паникер» эхолота, настроенный на 2,5 м.

"ШТАНЫ" У 65 БУЯ (ЛЕВЫЙ БЕРЕГ)

Великолепная стоянка с полной ветро- и волнозащитой. Можно устраивать дневки, шашлыки, ремонт и пр. На мысу песчаный пляжик. Количество лодок, которое может там уместиться, оценить сложно, больше 10 точно, а может и 20, причем в глубине «правой штанины» есть места с вариантами носом в берег. Глубины на входе 3,5, внутри 4 и более. Зайти по центру можно в любое время суток. 6 баллов по 5-балльной шкале.

3. РЫБИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

В виду того, что Рыбинка имеет стратегическое значение для всей волжской системы ГЭС, уровень воды в ней может сильно и быстро меняться, причем вниз и только вниз: надо подпитывать водохранилища ГЭС, расположенных ниже. В частности, в 2001 году уровень воды был обычный и проблем со стоянками и хождением не возникало. А вот в 2002 году нам «повезло» сыграть в «призовую игру» - мы проходили Рыбинку 17-19 августа и увидели, во что она может превратиться в засушливый год: во время нашего прохождения уровень отличался от обычного более чем на 1,5 метра! Глубины «внутри бакенов», то есть на фарватере иногда доходили до 2,3 метра (у нас вопил «паникер» эхолота). Подробнее проблемы со стоянками описаны ниже. Тем не менее, хотелось бы дополнительно сообщить следующее: за 3 недели до этого уровень водохранилища был почти нормальный - проблем не возникало. То есть уровень может меняться достаточно оперативно (на полметра в неделю - как на Клязьме!). И последнее: то, с чем мы столкнулись, не имеет отношения к известным сгонно-нагонным явлениям, которые иногда наблюдаются в широкой части водохранилища и хорошо описаны. Во-первых, потому, что понижение уровня мы наблюдали и в Угличе, и в Череповце, и в Коприно, и в Мышкине одновременно, а во-вторых, потому, что в лоции указаны пределы колебания уровня до 0,5 метра (в первоисточнике, правда, есть слова о метровых нагонах, но скорее всего речь идет о перепаде между сгоном и нагоном, что соответствует лоцийным сведениям).

Оценить уровень можно по берегам по выходе из Угличского шлюза: при нормальном уровне вода на обвалованиях доходит до травы: голых камней практически не видно. У кремля на передней кромке кусты висят прямо над водой - пройти, не замочив ног, нельзя. Если же оголился песок и от кустов до воды метры - уровень упал на метр или более против обычного.

УГЛИЧ

Угличский шлюз отличается достаточно строгими нравами, но при этом не привередлив как 3-й - ведите себя спокойно и вас не задержат. Стояли 4 раза. Стоянка не ахти - 4 с минусом. На высокой воде можно встать к пристанишке местного я/к, в первоисточнике она описана как пристань лодочной станции - в обводном канале между кремлем и тур. пристанью, где пароходы «немчуру» высаживают. Мы все разы стояли прямо перед кремлем. Что там нехорошо:

- носом в берег не встать (или на киле стоять придется);
- на дне груды всего, в т.ч. арматуры, тросов и прочего хлама (при нас «Март» кинул якорь неудачно, попытался тут же переставиться, промучался несколько часов и вызвал водолаза - поднять сами не смогли; мы при одной из стоянок подняли якорь с трудом и обрывком хорошего металического троса);
- дно - камень с песком вперемешку, в итоге при одной из стоянок два раза якорь полз сразу после выкладывания, а в третий раз лежал нормально 3 часа (мы поспать успели), а потом пополз - вовремя заметили, еще бы пара минут и лежали бы на берегу, причем когда подняли там еще обрывок сети нашли.

Совет четвертый: если кладете якорь в незнакомом месте, обязательно привязывайте том-буй - сэкономите время, нервы, силы, деньги, а иногда и якорь.

Сам город Углич производит двоякое впечатление. Есть музей водки, причем называется «Библиотека русской водки» (я не шучу), и естественно как в любой библиотеке там дают почитать на пробу. Наши пробовали 3 «книги» и разницы не обнаружили - «он и есть он!». Музейная часть обширная (присутствует даже экземпляр китайской водки в упаковке а-ля система переливания крови, вот бы внутривенно!), но не скажу что подборка полная. Есть наглядные пособия из серии «Сам себе самогонщик». В общем достаточно интересно. Продается шикарный бальзам «Старый Кашин». Лучше его из пробованных только Карельский (продается в Петрозаводске, в частности на ж/д вокзале) и Уссурийский. Кстати, известный Рижский против них «все равно что плотник супротив столяра».

В кремле идут археологические работы, реставрация, дело двигается. На выходе из кремля - базар сувениров для «немчуры» по типу московского «вернисажа» 90-го года: матрешки, платки, яйца и пр. Открывается за 5 минут до швартовки первого утреннего «туриста» и через 5 минут после отхода последнего мгновенно рассасывается.

Из еды в городе есть всего понемногу. Сыры плохие - в основном российский недоваренный. Бензоколонка далеко. Город производит впечатление немножко лубочного, центр заточен под интуристов, остальное - обычная советская провинция, старины мало.

МЫШКИН

Полная противоположность Угличу - живет своей жизнью. Старые дома везде и в хорошем состоянии (наличников резных видимо-невидимо). Великолепный краеведческий музей с действующей кузней, рядом музей мышки, и музей Петра Смирнова (он из мышкинского уезда). Кстати - Мышкин он и есть мышкин: глядя на местных, понимаешь, почему так назвали. Даже Ленин мышастый какой-то. Мышиная тема эксплуатируется вовсю, но это не напрягает. Город явно в тени Углича - денег на реставрацию центрального собора (который с Волги видно) нет, и это единственное, что производит неприятное впечатление. Ходят упорные слухи, что Островский именно здесь писал свою «Грозу» и именно с этих обрывов Катерина кинулась в Волгу. Все может быть…. Хотя город «теплый» по ощущениям.

ОХТИНСКАЯ БУХТА

Это уже не действующая стоянка (только в крайнем случае): с трудом зашли, ночью из-за пароходов пару раз ощутимо вставали на киль, с утра с трудом за 40 минут выползли с принудительными кренами сквозь огромную илистую подушку. Все это происходило в конце июля при нормальном уровне воды. Лучше идите до Коприно или до Углича.

ВЫХОД В ШИРОКУЮ РЫБИНКУ

Если потребуется ночевка или остановка, то самое приятное место - Шепелевский ручей. Он первый после поворота русла у Глебова и Ивановского, не доходя буя 78А. Могу сказать, что нас никто не гонял, а даже наоборот - дали набрать воды и не напрягали. К левому берегу ручья (правому по ходу) можно подойти вплотную. Наверху шикарный сосняк с черникой. На откосе на входе (тот что «выше по течению») скамейка. Садишься на нее, смотришь как по Волге пароходы идут, звонишь домой или на работу, в попытках поделиться нахлынувшими чувствами и доложить что все в порядке, а тебе в ответ из трубы: «Ах ты такой-сякой! Мы тут вкалываем, а ты там кайф ловишь! Трах-тибидох!»

От Москвы до Череповца и даже до 7 шлюза (Шексна) практически везде, включая две трети широкой Рыбинки, работает «МТС» (в т.ч. и с роумингом через NWGSM); про «пчелайн» или «мегафон» такого не скажешь (не рассматривать как рекламу - факты). Карты зон покрытия на сайтах компаний не соответствуют действительности уже года 2.

Вход в ручей при нормальном уровне 2,4-2,6м. Внутри до 4 метров глубины. При пониженном уровне войти может и не получиться (у нас не вышло: дошли до 1,6 и развернулись) - грунт камень, так что лучше на киль не вставать.

Следующий ручей более мелкий (там при МКР «шверты» ночевали) - мы даже вход не обнаружили на пониженном уровне - каменная гряда.

В Петраковском ручье посредине висят провода - мы туда не ходили.

РЫБИНКА

Много говорят про дурную волну в Рыбинке. Но описаний как-то мало. Мне кажется, что основная «дурковатось» ее в том, что в отличие от обычной волны, в которой присутствует тот самый «9 вал» - каждая 9 волна выше остальных (проводили исследование - такова гидродинамика: 3 и 9 волны выше, но 3-ю не очень заметно, а на 9 интерференция срабатывает) - в Рыбинке вал не 9-тый а 8-ой и 9-тый - там высокая волна парная. В результате управлять лодкой тяжелее обычного: 8 волна раскачивает и останавливает лодку, а 9 раскручивает. Особенно тяжело когда волна еще есть, а ветра практически нет - в лавировку бывают самопроизвольные «коровьи фордаки» (или оверштаги - иногда на 360 градусов). По образному выражению одного из нас: «рыбинская волна не имеет движения, а поднимается «из пучины вод» вертикально, как в лохани».

Еще небольшой штришок - недавно, (по-моему, в 2001 году) в Рыбинке нашли какого-то китайского краба или рака-отшельника, а также камбалу. Причем не единично, а уже в виде популяции. Кто-то, видимо, трюмы промыл. Вся соль в том, что эти виды соленоводные. В общем, странное это рукотворное море.

Начиная с выхода на судовой ход №63 в очередном «бермудском» (он же Мологский) треугольнике, вы оказываетесь на трассе с очень напряженным движением! Поэтому следует удвоить, если не утроить, внимание: со средней Волги постоянно идут танкеры «Волгонефти» и «Волгодоны», обратно порожняк и встречка. Движение как на Тверской. Вот вам пример: очередь на Вытегорские шлюзы выстраивается на Белом озере! (Ковжа узкая и отстаиваться негде) аж на двое суток. Поэтому внимание и еще раз внимание! Чем хуже (безродней, ржавей и неряшливей) выглядит судно, тем больше вероятность того, что оно доставит вам неприятности (личный опыт), а суда на Волгобалте встречаются всякие. Судоводители еще не привыкли к тому, что на яхтах имеется радиосвязь, поэтому часто пользуются световыми отмашками при расхождении с яхтой. Рекомендуется держать отмашку (флаг) под рукой, и на случай темного времени суток иметь световую отмашку.

4. ВОЛГО-БАЛТ

Обязательным условием является наличие Атласа ЕГТС том 3 часть 2 со всеми необходимыми корректурами. Маломеров на ВБК в отличие от Канала им. Москвы оплачивать ничего не заставляют. Правда КиМ в 2003 году денег тоже не брал, но это первый раз за всю историю существования человечества. Тем не менее, координаты управления ВБК лишними не будут: (812) 3128796 Николай Николаевич Лубяк (нач. отд. платных услуг). У ГУП ВБК есть сайт в Интернете, там все возможные телефоны.

С учетом вышесказанного про Рыбинку, Нижняя Шексна от Череповца до 7 шлюза - один из самых тяжелых участко,в особенно ночью: в черте города огромное количество огней и очень тяжело читать судоходную обстановку. Далее судовой ход очень узкий и выйти за линию бакенов практически нигде нельзя - глубины менее метра сразу за кромкой. Помимо этого учтите, что могут встретиться топляки. Именно по выходе из 7 шлюза мы встретили самый большой наш топляк (пока) - чуть менее метра в диаметре.

ТОРОВО (ЯХТКЛУБ)

Клуба, заглянуть в который советовал Мошковский, больше нет, стоять не дадут: северстальский гендиректор купил себе пацанский катер «как у всех», забетонировал берег, поставил вышку, посадил мужика «с ружжом» и построил всякие помещения, где отдыхать. Не пустят туда даже в случае аварийной ситуации. Ребята рассказывали как они зимой «Беларусями» и «Кировцам» через сугробы яхты эвакуировали на санях - новый хозяин клуба даже до весны достоять лодкам не дал.

Если совсем плохо, можно встать напротив к острову - туда провешен фарватер от середины между 10 и 12 красными бакенами , там местная зона отдыха.

ЧЕРЕПОВЕЦ

Лодки, оставшиеся после разгона яхт-клуба, встали у причалов бывшего рыбзавода (на карте он есть): перед мостом пляж, а перед пляжем, собственно, искомое. Отстояться дадут и примут радушно. Только не оборудовано там ничего: даже с водой вопрос. И от центра далеко, магазинов рядом нет.

Лучше стоять в Ягорбе. Для этого надо дойти почти до моста через Ягорбу (это километра 1,5-2 от ее впадения в Шексну) там где пассажирский причал для местного «Москвича». Под мост вы не влезете (с мачтой): высоты всего метров 6 или 8, хотя за мостом маломерная стоянка. Так вот швартоваться надо к правому берегу (левый у вас по ходу) метрах в 100 (не далее) от моста и метрах в 30 от пассажирского причала с дебаркадером: можно ткнуться носом в стенку даже при низком уровне! Рядом магазины, кафешки и самое главное баня (сауна) - метров 300. Надо пройти вверх влево от моста по улице до книжного магазина (он с другой стороны улицы, нежели ваша стоянка) и обогнуть его с дальнего от реки угла - между магазином и домом вход. Цены умеренные, сервис нормальный.

Как отнесутся местные к вашей стоянке? У нас проблем не возникло.
Нормальная бензоколонка далеко - на той стороне Шексны: сразу после моста. И кстати, лет 7-8 назад в «Северстали» погасили мартены: теперь знаменитого «лисьего хвоста» в Череповце нет. Но это не значит, что стало принципиально чище в экологическом плане.

НИЖНЯЯ ШЕКСНА

55 км очень извилистого судового хода. Остановиться посредине этого перегона практически негде - за кромкой 0,3-0,8 метра глубины. Единственное, где можно попробовать отстояться - место впадения Кономы, вход между береговым ориентиром напротив бакена №75 и островком, 569 километр. Вдалеке виден какой-то мост. Судя по всему, именно здесь находится легендарная «яма» куда ныряли днем перегоняемые подлодки, а может и не здесь.

Все время держите рацию на приеме - иногда попадаются составы, которые при прохождении изгибов полностью перекрывают судовой ход - заранее притормаживайте, чтобы вас «не высадили» на мель. Постоянно встречаются участки с запретом обгона и расхождения (см. атлас).

Если вы останавливались в Череповце, то оптимальнее всего выходить в сторону 7 шлюза около 1 часа ночи - в этом случае к утру вы будете у ворот. Учтите, что шлюзовка на Волго-Балте, в отличие от канала им. Москвы, дело неторопливое: можно 5-6 часов простоять перед шлюзом. Поэтому, чем раньше вы о себе заявите, тем быстрее вас примут. Но на оперативную шлюзовку «с ходу» как на канале им. Москвы не рассчитывайте - минимум час-полтора промаринуют.

7-8 ШЛЮЗ

Шлюз парный и производит впечатление самого «свежесрубленного». Шире других Волго-балтийских (вытегорских) раза в полтора: «Волго-Дон» входит свободно. При подходе снизу притулитесь где-нибудь в прямой видимости (пройдя мост) и ждите. Конечно не сахар, но вариантов нет. Постарайтесь объявить о себе шлюзу как можно раньше - быстрее пройдете.

В случае подхода сверху вариантов больше: можно встать в глубине залива напротив входов в ворота, поближе к устью Чуровки, стоянка не очень - якорь ползает, и вообще это рейд. Если шлюз «маринует», а дело к вечеру, то надо принимать решение о возможной ночевке, так как ночная ходьба до Череповца очень напоминает слалом на неосвещенном Чегете. Попробуйте уйти в Чуровку - в километре по левому берегу (для вас правый) есть стоянка маломерных судов - там вас могут принять. Это особенно актуально, если раздуло «вниз по Шексне» - нагоняет 1,5-метровую короткую волну и надо искать защищенное место. Учтите, что несмотря на кажущуюся ширь и благодать, здесь очень много участков затопленного леса.

ТОПОРНЯ, КАНАЛ

Гарантированная глубина 1,8 метра - на пределе. Это на бумаге. В реалии может и меньше - «Артист» (К-22) в 2003 году поймал килем на самой середине канала «имени принца», при этом наша лодка прошла без проблем, не высовываясь на середину. Самая мелководная точка - пороги на шлюзах. Подробное описание - отдельной главой. Не стоит входить сразу в канал - он узкий и разворачиваться тяжело. Если рация не отвечает, спускайте тузик и на нем к берегу, лодку можно поставить на якорь между входом в канал и 103 бакеном. Только после рекогносцировки на месте, уговорив шлюзовщиц (они разок звякнут для верности в Вологду испросить разрешение), стоит принимать решение о проходе (или непроходе) канала.

БЕЛОЕ ОЗЕРО

При выходе перво-наперво сделайте засечку по GPS бакенов № 1 и 2. В атласе имеется изъян: карта Белого озера без координатной сетки, крупномасштабно кусок судового хода с 9-м осевым буем и входными 1-м и 2-м не изображен и, таким образом, в случае ночного перехода в обратном направлении, вам предстоит от 9 буя попасть в проход шириной 60-80 метров с расстояния в 3 километра. В случае наличия волнения на озере, бакена валяет, и их огни вам помочь смогут только в непосредственной близости. Входной створ находится на расстоянии 8 километров от 9 буя и в условиях качки также сильно не поможет: при навальном ветре (с NW) высота волны до 1.5 метров. На все на это накладывается следующее: постоянно идущие навстречу и в попутном направлении суда, имеющие ход больше вашего, в основном нефтегрузовые, т.е. с дополнительным красным фонарем, а также они же, стоящие как на входе в Ковжу, так и на входе в Шексну. Идти точно по компасу тоже не очень возможно, т.к. ошибка в 1 градус на 3 километрах дает те самые 50-60 метров, а курс на волнении все время гуляет градусов на 5-10, и самое главное - нигде не приведен ИК с 9-го осевого на пару 1-2. За пределами судового хода глубины порядка 3-3,5 метра, что опасно: минус 1-1,5 м волнения - можно стукнуться килем.

Возможно, я преувеличиваю, но мы попали именно в такое стечение обстоятельств и в итоге, трижды попытавшись пройти следом за попутным судном, остались ждать рассвета у 9 буя. В случае, если бы имелись засечки координат входа, этой проблемы не существовало бы.
Вход в Ковжу подобных проблем не имеет. Хотя там рядом стоят 20-25 нефтеналивных в ожидании очереди на Вытегру. Управляет ими Белозерск.

Движение по Белому озеру осуществляется по полосам разделения движения, где запрещается движение судов под парусами. По-этому обязательно уходите в сторону от осевых буев на 1-2 километра и идите себе спокойно.

В Белозерске, как и описано у Сергея Яковлевича, в ковше рембазы великолепная стоянка. Единственное, что не указано - «снаружи» ковша на берегу озера великолепный мелкий белый «морской» песочек: купанье отличное.

Совет пятый: Если вы планируйте подсадку или высадку некоторых членов экипажа, то это можно сделать в следующих местах: Дубна, Кимры, Калязин, Углич (ж/д и автобусы); Череповец (ж/д); Шексна , Белозерск (автобусом до Череповца или Вологды, далее ж/д); Петрозаводск, Медвежьегорск (ж/д).Все это реально в течение 10-20 часов из или до Москвы (опробовано). Вариант автобусом из Вытегры до Лодейноного Поля или Подпорожья, далее по ж/д не исследован. Поезда, как правило, приходят утром, уходят вечером.

КОВЖА

Стоянка у Курдюка не очень, но можно - на троечку. Самое главное, комар - злючий, истосковавшийся - со времен Мошковского не подобрел.

Для хорошего прохождения Анненского и Волокова мостов (с ходу) от вас требуется одно - держаться за судном, которое вас в Белом озере нагнало, или с кем шлюзовались (если в Москву). Это не сложно: суда тут по скорости до 10 км/ч заторможены - далеко не убегут.

ВЫТЕГОРСКИЕ ШЛЮЗЫ

При прохождении шлюзов необходимо зарегистрироваться - в шестом шлюзе (если туда) и в первом (если обратно): высаживаете капитана или старпома с документами перед шлюзом и ждите. Пока вас записывают, попробуйте ускорить процесс ожидания, пообщавшись с шлюзовщиком - может повезет. Проход «Волго-Балта», в отличие от «им. Москвы» нами не оплачивается, но при этом дешево хорошо не бывает - быстро не получится.

Шлюзы явно делятся на 2 группы: 6 + 5-4-3 (последние три проходятся без остановки) и 2 + 1. Нам пока не удавалось за день проскочить все эти шлюзы, даже если подходили рано (9 часов утра) - всегда ночевали между третьим и вторым, там, где советует первоисточник. На Картере в берег ткнуться получается с трудом. Поэтому лучше встать у лужка за островком перед стенкой третьего шлюза (аккуратно - островок каменный), или к стенке шлюза, зайдя за нее. Стенку реконструировали и с обратной стороны течений при шлюзовке не образуется. Берега в этом месте лесистые, зверье есть. Рыба, кстати, тоже.

Вытегорские шлюзы узкие - «Волго-Дон» туда входит «с натягом»: зазор меньше метра, так и хочется посоветовать сделать валки на стенках шлюза и «протягивать» ими суда по шлюзу, чтобы не мучались. Наблюдали мы как на выходе из третьего шлюза «Волгонефти» «речной» помогал струями винтов нос отжимать, видимо подруливающее танкера отказало - минут 20 они мучались, едва вылезли.

Вопреки правилам (ППВВП), танкеры на Волго-Балте шлюзуют не в одиночку! Пропускная способность шлюзов ВБК не справляется с нынешним потоком (вспомните очередь на Белом озере), и они вынуждены идти на снижение безопасности. И, тем не менее, шлюзовка - дело в Вытегре о-очень неспешное!

Что касается стоянки у старого шлюза Мариинской системы, описанного в первоисточнике, то там что-то на дне нехорошо: к воротам близко не подойти - «блямки» килем получаются. Лучше пойти выше по Вытегре, а еще лучше вообще не тормозить - Онега впереди! Вы прорвались.

Даже в случае не самого хорошего расклада, выдерживая график круглосуточного хода, можно пройти этот путь за 7 суток (включая отдых в Череповце).

Для круглосуточного хода необходимо комплектовать вахты с некоторой избыточностью, с тем, чтобы обеспечить подвахте полноценный отдых, не поднимая ее на авралы.


* К данному судну почему-то неравнодушны инспекторы ГИМС. На каждом занятии по правилам плавания кто-нибудь из них обязательно приведет «пример из жизни», непременно начав его с фразы: «Вот, допустим, идет навстречу «Елец». Причина нелюбви ГИМСовцев к «Ельцу» неизвестна.

Михаил Хавин,
яхтенный капитан
Июнь, 2004

Часть 2. Онего-озеро >>

Обсудить в конференции