Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Москва - Соловки

Часть II. Онего-озеро.

При детальном исследовании вопроса выяснилась потрясающая особенность: не смотря на то, что по Онеге ходило гораздо больше народу, чем по трассе Москва-Вытегра, хорошей "мелкомерно-любительской" лоции, к которой можно отнести бестселлер Мошковского, для Онеги не существует! То есть если задаться целью погулять по Онеге, то наиболее информативными окажутся: во-первых, стандартный прием авиаторов времен Арцеулова, а именно опрос местного населения, прежде всего водников на кооперативной стоянке Петрозаводска, а во-вторых, лоция Онеги № 1001, а заодно и "огни и знаки" № 1002.

На Онеге в настоящий момент практически везде отсутствует световая сигнализация как на береговых, так и на плавучих знаках судовой обстановки.

Совет шестой: Берите по маршруту всю документацию (лоции, огни, режимы плавания, карты, таблицы и пр. и т.п.), до которой сможете дотянуться и которая не сильно опорожнит ваш карман. В общем, карт не бывает много (и не только на воде: хорошая 500-метровка позволяет ходить по горам без описания маршрута).Что касается опроса местных, то до Петрозаводска еще надо дойти.

Не претендуя на всеобъемлющее описание стоянок на Онеге, считаю необходимым дать описание нескольких якорных мест, прежде всего потому, что находятся они на магистральных направлениях и знание их местоположения и характеристик может оказать помощь в трудных ситуациях. Помимо этого будут даны описания опасностей, с которыми удалось столкнуться нашему доблестному экипажу. Все описания распределены по генеральным направлениям. Помимо этого будут приводиться номера карт (предполагается, что 22030 и 23040-23043 есть в обязательном порядке), а также страниц лоции, соответствующие описываемому, и координаты, снятые с GPS (WGS-84). Для попадания в наши карты обязательно надо вводить смещение от 10 до 20 секунд к E если на картах не указанно иное.

ВЫТЕГРА - ПЕТРОЗАВОДСК

Итак, вы благополучно (или не очень) пролетели по Вытегорской лестнице, у выпускающего буя, подняли благословенные паруса и прицелились на вход в коопстоянку. Вообще этот переход на 14-17 часов. По дороге бывает всякое, и штиль и наоборот, так что может встать вопрос куда деваться: шторм, дело серьезное, команда может быть к такому событию и не готова, особенно по первости.

Есть три места, в которых можно укрыться на полпути к Петрозаводску.

Бухта Шелтозерская (25061; 1001, стр.85)

05/08/02 09:00  N 67d24.9m
E 33d 20.25m 
Вход в бухту Шелтозерскую строго по створам на карте № 23040

Бухта Брусно (25061; 1001,стр 86).
Бухта Шокша (25061; 1001, стр 87).

Якорные места в этих бухтах не защищены от ветров остовых направлений, но во всех бухтах есть пристани, к которым можно встать врастяг, выложив якорь с кормы, так что убежища достаточно надежные.

Совет седьмой: чем дальше на север, тем больше камня на дне. Штатный "данфорт" работает только на рыхлых грунтах, поэтому нужен еще и "адмирал" причем хороший. Хороший, это значит тяжелый (для "полутонника" - не менее 40 кг) с большими лапами и штоком.

ПЕТРОЗАВОДСК

Самое спокойное и удобное во всех смыслах место - кооперативная стоянка (25094, 1001 стр.92), официальное название "пирсы и дамба Петушки". Люди все свои, местных неводоплавающих практически нет. Денег за стоянку берут очень изредка и даже если берут, то рублей по 30-50 за полутонник в сутки. Обычно все заканчивается фразой "Стойте, сколько надо". Встречаются лодки из такого далека, что трудно поверить (Сыктывкар, например). Москвичи в этом плане там почти свои. Бензоколонка рядом (10 метров за забором), ликероводочный завод, производящий великолепную продукцию, тоже - так называется ближайшая остановка общественного рогатого транспорта. Кстати по шуточному преданию город получил название именно благодаря этому заводу: якобы Петр I сюда за водкой ездил. Петрозаводск одно из самых удобных мест смены экипажа - в принципе ничто не мешает оставить лодку на несколько дней даже без людей (конечно в полностью задраенном состоянии).

Существует одно отягчающее обстоятельство особенно в темное время суток: заход на стоянку, так как стоянка не освещается и на фоне береговых фонарей вход в гавань трудно увидеть, тем более в первый раз. Поэтому следует действовать следующим образом: при заходе в Петрозаводскую губу надо ориентироваться на хорошо освещенную заправочную станцию для судов, находящуюся мористее в 1,5 км на Е от входа в гавань. Пройдя между ней и берегом, надо искать восточную веху, находящуюся на западном углу рейда для нефтеналивных судов (около километра от заправки EtN). Пройдя за веху параллельно берегу (ПУ 315) еще около 100 метров, надо повернуть на ПУ 225 и следить по эхолоту. Приблизительно в 100 метрах от входа вы пересечете линию глубин 5 метров.

Внимание: Ширина входа около 20 метров, при этом посредине лежит камень с глубиной над ним менее 1,5 метров - идти надо прижимаясь либо к правой, либо к левой кромке.

Использование карты 25094 и GPS навигации затруднено следующим обстоятельством: с одной стороны на карте 25094 есть типографская ошибка: внутренняя акватория коопстоянки окрашена как суша бледно-оранжевым, а не бледно-синим, как вода. С другой стороны координаты по GPS приемникам (брались по Magellan 320 и по Garmin II plus в различные годы) дают хорошее попадание в город в 200 метрах от воды и в 300 от реальной точки по карте в направлении WSW:

07/08/02 01:05  N 61d 46.78m
E 34d 25.15m
 
10/08/02 18:50  N 61d 46.76m
E 34d 25.12m
 
04/07/03 18:50  N 61d 46.75m
E 34d 25.10m
 
25/07/03 20:45  N 61d 46.72m
E 34d 25.07m
 
25/07/03 21:00 N 61d 46.74m
E 34d 25.14m
(Magellan)

При этом реальное местоположение с карты N 61d 46.78, E 34d 26.22m.
Координаты захода в гавань коопстоянки по карте N 61d 46.81 E 34d 26.24 m.

ПЕТРОЗАВОДСК - КИЖИ

Основной вопрос на данном пути: можно ли пройти между о.Ивановский и о.Мадостров для сокращения времени в пути (и щекотания нервов). Ответ следующий: местные ходят. Причем ходят "на глазок", руководствуясь следующим правилом: идти в 1/3 ширины прохода от Мадострова. По карте там есть места с глубинами 1.6 м, местные же утверждают, что если знать (!), то выше 3 метров дно не поднимется. Мы пока не пробовали.

Сами Кижские шхеры (28095, 28094; 1001, стр.130-137) проблемы не представляют. Но есть особенности:
-    плавание под парусами по судовым ходам запрещено, а выходить за пределы судового хода на южной части Транзитного фарватера опасно о причине мелей (грунт в основном камень);
-    "Кометы" по Транзитному фарватеру идут маршевым ходом (т.е. "летают на крыле"), поэтому расслабляться нельзя - следите за эфиром и смотрите по сторонам, более того, существует негласное распоряжение капитанам "Комет" не сворачивать!;
-    расхождение и обгон в Ямоостровском проходе (между о.Ям и о.Орож) запрещены - слушайте эфир и оповещайте сами о занятии и освобождении прохода. Зрелище внезапно вылетающей из прохода "Кометы", которую вы не слышите из-за острова и вашего двигателя, с расстояния в 100 метров (подлетное время 7-8 секунд) может привести к приступу медвежьей болезни.

ГУБА ГАРНИЦКАЯ

Вставать на якорь можно во многих местах. Нам больше всего нравится в глубине Гарницкой губы напротив прохода между о.Орож и мысом о. Бол.Клименецкий. Глубины в губе позволяют встать практически в любом месте. В этой губе живет (иногда и зимует) московский минитоннер "Абрикос". Так что место немного обжитое в парусном плане. Грунт ил с редкими валунами. Единственное, что может сделать вашу стоянку там неуютной - сильные ветры с NWN.

КИЖИ

Остров и музей Кижи производит непонятное впечатление. С одной стороны все "заточено" под интуристов с больших пароходов. Например, звонарь может запросто "поблямкать" на заказ не вовремя, причем не смущается, что по окончании ему поаплодируют, и все это, не взирая на то, что звонница находится на освященном храме. Самодеятельных туристов там не любят и гоняют: пристать для посадки и высадки с трудом, но дают, а стоять у пристани в ожидании, когда придут высаженные, не разрешают: мы по первости стояли часа 3, за это время приходили раза 3 милиционеры (в т.ч. с воды), представители администрации музея раза 2, и даже приперся (прошу прощения, но именно приперся) местный поп; причем все с одним и тем же: "отойдите на рейд". Рейда там на самом деле нет, а есть просто судовой ход. Я допускаю, что боятся пожара, но всему (в том числе и маразму) должен быть предел.

Центральная дорога идет (проложена) прямо через погост, но это как-то никого из музейщиков не смущает: основная экспозиция расположена на южной части и по центральной и северной никто не гуляет. Работы по увеличению экспозиции ведутся слабо, в общем похоже на то, что музейные потихоньку разрабатывают остров как музе,й совмещенный с полуподпольным котеджным поселком не для всех. С другой стороны все-таки экспозиция есть. Один раз побывать стоит. Не больше.

В последние разы мы вставали прямо у Преображенской церкви метрах в 30-50 от берега ("Кометы" тут еще гонят волну в переходном режиме, так что глубины нужны не менее 2 метров). До берега добирались на тузике, заодно экономя на входном билете (не сильно дешевом). В принципе на острове есть огромное количество пристанюшек, к которым можно подскочить носом. Высаживать надо быстро, чтобы не прибежали смотрители: на всех этих пристанях стоят таблички с надписями: "приставать запрещено" со стороны воды, и "купаться запрещено" со стороны берега. Встает вопрос, а зачем они вообще?

Покидание Кижских шхер через северный проход Транзитного фарватера большого эстетического наслаждения не доставит: широко, но мелко; если верить картам, то от судового хода сильно уходить не стоит. Время перехода от м. Лейнаволок до приемного буя Вытегры 17-20 часов при благоприятных обстоятельствах.

В СТОРОНУ МЕДВЕЖЬЕГОРСКА

Прохождение Заонежского залива проблем не представляет до тех пор, пока достаточно внезапно он не суживается до 2 км ходового пространства у осторова Хед (28097). Дело в том что в северной части залива существует гряда мелких островов и банок с нулевыми (менее метра) глубинами (1001, стр 58-59). При этом она перегораживает залив наискось, оставляя 3 или 4 узких необвехованых прохода в нулевых банках. То-есть залив остается широким, но лавироваться "от стенки до стенки" нельзя. На подходе с зюйда к острову Хед надо принять решение идти ли, оставляя гряду слева, вдоль Корабельного фарватера (1001, стр.59-60), створные знаки которого установлены на о. Мег, или же идти ближе к берегу, оставляя гряду справа, при этом надеясь удачно проскочить через проходы севернее или южнее о.Еловец, или через Калгостровский проход или пройти проходом между лудой Одинокой и о. Кобылин. Помимо этого существуют неуказанные на карте проходы с глубинами более 3 метров, одним из которых недалеко от точки N 62d 30.1m, E 35d 28.0m нам повезло проскочить по счастливой случайности, потеряв место и не осознавая, где мы идем.

ОСТРОВ САЛ

Лучшим местом для отдыха по пути на север Онеги следует признать бухту Сал (1001, стр.69-70), прежде всего ту ее часть, которая расположена между западным берегом о.Карела и восточным о. Сал. Бухта защищена от всех ветров, у о.Карела есть остатки пристани к которой можно подойти носом, вода в бухте прогревается до нормальных температур, что позволяет проводить длительные осмотры подводной части, волнение полностью отсутствует. В бухте могут укрыться несколько десятков яхт. Наименьшая глубина в узости между северной и южной частями бухты около 2,2 метра. Заход подробно описан в лоции. Тем не менее следует признать, что входить в бухту все время хочется не от восточной (северной из пары восточных) вехи выдерживая ПУ 270 и прижимаясь к северной оконечности о.Карела, а уйдя от вехи на 500-700 метров за отмель с глубиной 3,6 метра и выходя с ПУ 240 в точку отстоящую на 1/3 от северного мыса о.Карела и на 2/3 от мыса с маяком о. Сал.

Берега о. Карела достаточно крутые, каменистые, глубина начинается сразу. У о.Сал наоборот много песчаного берега, в т.ч. и с западной стороны, где существует еще одна бухта, точнее плес (1001, стр. 70). Стоять спокойно можно при южных и восточных ветрах. У северного берега бухты свежевыброшенный катер типа "Ярославец".

Михаил Хавин,
яхтенный капитан
Июнь, 2004

Часть 3. Беломоро-Балтийский канал>>

Обсудить в конференции