Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Северо-Двинский канал

1. Топорнинский канал

Канал несомненно является одним из интереснейших мест на переходе Онега-Рыбинка.
Топографически канал располагается как аппендикс - как войдешь налево: при выходе из Белого озера в Шексну через пару часов хода. Канал является частью Северо-Двинской системы и входит в подчинение Вологодского района водных путей Северо-Двинского ГБУ. Начальник района  - Черепанов Николай Иванович (8172) 24 02 49, заместитель - Благодатнов Генадий Васильевич (8172) 24 04 68. Предварительно имеет смысл созвониться с кем-то из них и уточнить габариты пути, а также предупредить о желании пройти до Сиверского озера. Тогда особенных задержек на входе в канал не будет. При нормальном уровне воды гарантированные глубины не менее 1,8 метра (по правилам необходимо иметь 15 см запас). Лишних экземпляров сборников лоцманских карт в управлении нет, с другой стороны это не сильно необходимо.

Наше посещение этих замечательных мест сопровождалось вначале некоторыми сомнениями, так как информация о глубинах в канале была весьма противоречивой (2003 год был маловодным), но уже первый шлюз (он же №2) нас совершенно очаровал. Ворота которые закрываются вручную, деревянные стены камеры, построенные, кажется, еще во времена оного принца без малого двести лет назад. А на пригорке магазин, где можно пополнить запасы и не забыть купить коробку конфет доблестным работницам шлюза.
Шлюзов всего два: № 2 и № 3. Изначально был и №1, но после подъема уровня в Шексне их осталось полтора вместо трех. Шлюз №1 полностью ушел под воду, а от шлюза № 2 осталось чуть больше метра подъема. После захода в этот шлюз мы обнаружили деревянные битенги на уровне палубы и имели неосторожность поинтересоваться, на сколько нас будут опускать. "Мы не опускаем, а поднимаем!" – с обидой в голосе ответили нам. Вообще, попасть на шлюзовку возможно только при достаточной настойчивости. Диспетчер шлюза Нина Петровна отказала нам раза три, прежде чем позвонила в Вологду откуда дали добро. Так, как возраст шлюзовой телефонной связи сравним с возрастом шлюзов, то желательно добровольно помочь своим GSM-аппаратом шлюзовщице. Берет он тоже не ахти, но связь все равно лучше чем по штатной линии. И, конечно, сыграла свою роль доброжелательность в общении, например на вопрос: «Какая у вас осадка?», правильный ответ – «А сколько нужно?». Осадку требовали 1,5 метра, поэтому применили старый прием – самых «добрых» вывесили на гике, вся остальная команда выстроилась на шканцах по левому борту и мы поехали. Хотя такие предосторожности оказались излишними.

Шлюз 3 уже вполне "полноценный". Его перепад - 3,5м. Верхние ворота 3-го шлюза - самое неприятное с точки зрения глубин место (глубина не менее 1,7 метра), особенно если имеется встречный состав ожидающий шлюзования. На третьем шлюзе нас встречала очаровательная Таня и ее спутник – пес по кличке Кранец. Таня помогла нам завести веревочку за пенек (какие рымы? какие концы? все проще!) и, пока шла шлюзовка, мы кормили пса печеньем, а она рассказывала нам как в воротах шлюза год назад застряла какая-то яхта. Однако следует помнить, что это шлюзы водной системы и следовательно надо строго соблюдать сигналы работающих семафоров: на следующем прохождении мы расслабились (рванув на подходной красный), за что получили заслуженный нагоняй от другой шлюзовщицы 3 шлюза.

Мне рассказывали, что по каналу ходили на Таурусе, с осадкой в два метра. Не знаю, не знаю, может быть действительно ходили: глубины в самом канале практически ровные и около 2-х метров. Вначале мы напряженно смотрели на эхолот, но минут через десять нам это надоело: показания его были неизменны, как пульс эгоиста. И тем не менее К-22 «Артист» с осадкой около полутора метров, идя по оси канала, что-то задел. Нам повезло больше: шли ближе к правому берегу и ничего не нашли. Длина канала семь километров, движение в нем одностороннее, он то немного расширяется, образуя маленькие пляжи, где с визгом купаются ребятишки и местные пейзанки стирают белье, то скрывается в тени склоненных деревьев узкой неторопливой рекой. Судоходство в Топорнинском канале небольшое: два-три раза в день по каналу проходят малые РТ, которые толкают баржи с лесом. Ширина канала разойтись с таким составом не позволяет (метров 20 или около того). Кроме того, иногда пробегают небольшие катера, но они не представляют собой серьезной угрозы. Радиосвязь со шлюзами 2 и 3 из Сиверского озера установить не удается. Поэтому перед заходом в канал на обратном пути имеет смысл подойти к наплавному мосту при выходе из озера в сторону Сухоны и договориться с диспетчером. У него есть телефонная связь со шлюзами. По словам диспетчера наплавного моста, проход дальше в канал для килевой яхты уже действительно невозможен, поскольку глубины там падают до 1,5 - 1,4м.
Сложно передать ощущение, когда перед глазами открывается простор Сиверского озера и вырастающий из его вод монастырь. Представьте, что вы свернули с широкой, суетной улицы и попали в спокойный, уютный мир, где дорога как и положено ведет к храму. Топорнинский канал, по сути, такая дорога и есть.

По Сиверскому озеру вполне можно "погулять" под парусами, что особенно приятно после нескольких дней непрерывного плавания под мотором. Следует только опасаться обширной мели, которая находится примерно посредине озера. Центр этой мели обозначен торчащими из воды камнями.

2. Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь, а точнее два монастыря, обнесенных общей крепостной стеной - величественное сооружение, на удивление хорошо сохранившееся. Монастырь не является реально действующим. Постоянно в нем проживают лишь три инока и имеется один (не самый большой) действующий храм. В остальном, монастырь используется как туристический заповедник. В него постоянно привозят на автобусах туристов с пароходов, останавливающихся выше по Шексне у Горицкого монастыря. Соответственно, в монастыре имеется масса сувенирных лотков и лавочек. Любителям русского псевдонародного творчества там есть на что посмотреть.

Бросить якорь лучше прямо у стен монастыря, можно встать чуть подальше у пристани, но вечером туда слетается на пиво местная молодежь, так что есть риск оказаться внутри тусовки. Красив Кирилло-Белозерский монастырь на закате, когда розово-красные лучи солнца пробиваются сквозь трещины в мощных стенах, красив на рассвете, когда собираются под его стенами любительницы загорать topless. Жутковата история монастыря, вотчины Ивана Грозного – но это отдельная история. Могу сказать только, что я впервые видел брусчатку собранную из могильных плит.

Пожалуй, самое сложное в городе Кириллове встретить уроженца города Кириллова. Симпатичная официантка из Череповца наливала мне водку, ребята из Вологды угощали сухариками, старик со шкиперской бородой Этьен пригласил в Канны на стаканчик бургундского, высокая итальянка сказала bonnojiorno и подсела к нашему столику. Потом какой-то сумасшедший еврей из Винницы показал мне дорогу к магазину и по дороге рассказал как спас весь мир от Карибского кризиса. В очереди в магазине впереди стояла Тоня с Преображенки, а сзади Лена из Питера. Когда я задал старушке-экскурсоводу вопрос: «а где, собссно?», она объяснила, что половина жителей спилась, а та что не спилась, находится на лечение в Сормовской пустыни, где в стенах монашеского скита ныне располагается психоневрологический диспансер.

Часть туристического бизнеса отдана в частные руки. В гостинице дали номера телефонов, где можно снять домик, заказать баньку - (921) 680 54 42 и (81757) 3 26 61. Стоит все это в высшей степени недорого.

И, конечно, нельзя не упомянуть об еще одной достопримечательности города – это кирилловская колбаса и сосиски. Под водочку, помидорчики, да с вареной картошечкой…
Дневка в Кириллове получилась незабываемой. Перед тем как покинуть город мы запаслись водой. Колонка расположена в метрах 500 от пристани, если идти перпендикулярно урезу воды. На шлюзах нас ждали и встречали как старых знакомых. Прощание было теплым.

На выходе иногда приходится стоять довольно долго. Причина в том, что, несмотря на ограничение скорости, которое обязаны соблюдать судоводители, проходящие по Шексне мимо входа в канал, они прут как на буфет, особенно вечно опаздывающие 4-х дечные пассажиры. В результате узкий канал, работая как волновод, принимает и доносит без искажений до нижних ворот шлюза № 2 гонимую волну, которая успокаивается минут 30, а тут пролетает следующий пассажир и все повторяется. Нина Петровна рассказывала, что в среднем один раз в пару навигаций за этим не успевают отследить и нижние ворота шлюза №2 срывает со всеми вытекающими. Поэтому лучше лишний час подождать.

Михаил Хавин,
Яхтенный капитан
Июль, 2005

Обсудить в конференции