|
Нижеизложенный дневник - это
описание четвертой попытки разведать волок из
бассейна Волги в бассейн Оби. Чтобы перебраться
по речкам из Сибири в Европу или наоборот, надо
где-то волочить суда по суше. Стандартный вариант
- перевозят автомобилем от Исети в Чусовую. По
ряду соображений меня это не устраивает. В книжке
Торопова «По голубым дорогам Прикамья» вычитал,
что при царе Косаре грузы в Сибирь шли по
Государевой дороге, проходящей по Каме, Вишере,
Посьмаку. Далее был волок в Тальтию. Правда
знающие люди говорят, что Государева дорога
проходила немного северней, поскольку от
Посьмака в Тальтию очень большие перепады высот.
Изучив карту, я увидел, что между реками Кутим и
Сольва есть ложбинка (карта здесь). И опять же, знающие люди
сказали, что там есть дорога. Вот мне и захотелось
узнать, возможно ли этот путь использовать для
моей задумки и попутно отработать способы
прохождения малых рек и волоков.
|
Действующие лица и исполнители
Капитан, он же штурман, он же рулевой, он же
старший механик - Поспелов Михаил.
Матрос, он же старший помощник, он же боцман, он же
кок - Копелов Александр.
Выезд назначен на 30 июня 2002 года.
План: По уговору, встаем в семь утра, каждый
собирает вещи и Саня приезжает ко мне на
мотоцикле, едем на лодочную базу, грузимся,
заправляемся. Он отгоняет мотоцикл домой, а я до
моста иду на моторе, забираю его и в путь.
Факт: матрос мой благополучно просыпает и вместо
ожидаемых 9 часов появляется в 12. Час уходит на
закупку продуктов. Едем на базу. Заправка не
работает - выходной. Грузимся, а заправиться
решаем на автомобильной заправке. Собираем
емкости, пригодные для размещения на мотоцикле и
трогаемся. Я на моторе до моста, Саня на мотоцикле
на заправку и тоже к мосту. За 20 минут пути мотор
два раза приходится ремонтировать, но большого
значения пока этому не придается. У моста
переливаем бензин в баки, в мелкую тару. Еще
немного ожидания, пока Саня отгонит мотоцикл, и к
18 часам мы взяли курс на север. На моторе
предполагалось пройти 120 км, но он категорически
отказывался делать это с первого километра.
Сначала раза три слетал наконечник с верхней
свечи. Наконец удалось с помощью спички его
зафиксировать. За это стал слетать наконечник с
нижней свечи. После нескольких попыток
зафиксировали и его. Разогнались, метров сто
проплыли и затормозили. Мотор орет со страшной
силой, но не тянет, упали обороты двигателя.
Всевозможные винты, болты и гайки норовят
отвинтиться и нырнуть на дно речное. Сильная
вибрация. Через полтора часа встали на якорь у
острова, напротив д. Новинки, стали готовиться ко
сну.
Ночью задул сильный ветер. И без того
расползающуюся полиэтиленовую пленку, которой
мы накрывали слегка протекающий тент, стало
рвать и трепать. Пришлось срочно подклеивать
дыры, а потом уйти от ветра за кусты.
|
31.07.02 День второй.
С утра, позавтракав, протянули все болты и гайки
на моторе, на сколько это возможно при сорванной
резьбе. Завели. Минут пять весело мчались. Потом
опять все стало трястись и болтаться. Опять 30 мин.
ремонта, две минуты хода, 30 мин. ремонта, две
минуты хода… И так несколько раз. Пройдя за три
часа около километра, пришли к выводу, что мотор -
штука не благодарная и пора садиться за весла.
Тридцать мин. гребли, тридцать тянули бичевой.
После чего остановились на обед, пройдя с утра
всего 5 километров. После обеда пешком на веслах и
на парусе прошли еще 15
км, при этом около часа потратив на установку
мачты. На ночлег остановились у верхней
оконечности острова Тетеринского.
01.08.02 День третий.
Всю ночь о днище лодки брякали волны. С
непривычки спалось не очень. Пока завтракали,
ветер повернул на юг, а значит навстречу нам.
Добрались на веслах к берегу и потянули бечевой.
Часа за полтора дотопали до острова Кобылий и
решили сократить путь, пройдя несудоходной
протокой. Протока довольно широка и глубока.
Летом по ней свободно может пройти большой катер.
Но сократить не получилось. Пока бурлачили по
острову, Саня порезал ногу. Оказание первой
помощи заняло минут тридцать, но одним бурлаком
стало меньше. Около часа дня остановились на обед
у левого берега, напротив верхней оконечности
острова. Пока обедали, ветер стал еще сильней.
После обеда попытались уйти на правый берег на
парусах, потому, что левый был непроходим.
Зарифили грот, поставили штормовой стаксель.
Встречное течение и сильный ветер не дали обойти
остров и прибили к нему. Грести против ветра было
невозможно, и мы повернули обратно. По ветру
мчались как моторная лодка, даже на зарифленных
парусах. Минут через тридцать мы были в том месте,
с которого попытались сократить путь четыре часа
назад. Запряглись в бечеву и потопали по берегу.
Берег был каменный и вскоре мы подошли к заливу
Курья. Протоку в залив перешли на парусе.
Перебрели по грудь между островами, отделяющими
залив от основного русла (в позапрошлом году в
этом месте была суша). Дальше тянули лодку
бечевой, проходя около яров на веслах, идя как
можно ближе к берегу, чтобы ослабить
сопротивление ветра. Дошли до открытого
пространства. В этом месте требовалось перейти
через очередную протоку. Очередь грести была
Санина. Минут пятнадцать он боролся с ветром с
переменным успехом, то, медленно продвигаясь
вперед, то, останавливаясь на месте. Наступила
моя очередь сесть за весла. Медленно, со
скоростью 20 см. за гребок мы зашли в маленькую
бухточку на островке, где и встали на ночевку. За
день удалось пройти всего 12 км.
|
02.08.02 День четвертый.
По причине полного штиля, движение начали на
веслах. Минут через тридцать потянул слабый
попутный ветер. Подняли паруса, но идти все равно
продолжали на веслах, так было быстрей. Греб
только Саня, я сидел за штурвалом. Ближе к обеду
ветер немного усилился, и обедать решили на ходу.
Только решили, как ветер стал налетать с разных
направлений, знай успевай парус перебрасывать.
Пришлось вставать на якорь и обедать как всегда.
После обеда, минут за сорок, прошли километр,
который мы не дотянули до поселка Тюлькино.
Отправились по магазинам, для пополнения запаса
продовольствия. Хотели еще термометр купить,
взамен того, на который я поставил стул, но
термометров не оказалось. В Тюлькино вся инфраструктура находится не далее
150 м от берега. Тут и магазины, и почта, и
сельсовет, и аптека, и паромная переправа. После
Тюлькино ветер был попутный, шли с неплохой
скоростью, но дождь двигался несколько быстрей и
к вечеру догнал нас. Пришлось останавливаться,
поднимать тент, накрывать его пленкой, которую
для начала пришлось чинить. После всех защитных
мер Саня стал готовить ужин, а я запрягся в
бечеву. Брел, пока можно было брести вдоль берега.
Остановились недалеко от устья Вишеры, около
Бобрового ручья. Я его так назвал за бобровую
хатку и следы, которые мы видели в прошлом походе.
За день удалось пройти 23 км.
03.08.02 День пятый.
Всю ночь с небольшими перерывами шел дождь, утром
три раза грянул гром. Креститься не стали. Лежали
до половины девятого. Когда дождь немного стих,
стали умываться. Тронулись в десять часов.
В третий раз иду на Вишеру, и в третий раз нас
встречает сильный встречный ветер и течение.
Около часа шли на веслах, прижимаясь к берегу,
чтоб уменьшить влияние ветра и течения и дошли до
первого вишерского переката. Дальше стало
возможным тянуть бечевой, чем мы и занимались до
самого обеда. За час до обеда Саня начал готовить
пищу, а я тащил один. Должен заметить, что далось
это не просто. Сильное течение на перекате и
сильный встречный ветер заметно тянули в
обратную сторону.
После д. Кондратьево берег стал крутым,
каменистым. Повсюду струятся грунтовые воды,
много родников. Идти стало легко и удобно.
Бурлачили до самого вечера. К концу дня дотопали
до переката у д. Могильниково . Пройти перекат
берегом не смогли. Берег представляет собой яр,
сильно заросший кустами. Попробовали грести. За
двадцать минут гребли прошли метров тридцать и
сели на мель посреди реки. Я повел лодку на
бечеве. Саня, решив помочь, стал толкать с кормы.
Замечу, что при этом одет он был в трико и
курточку. Мои уговоры забраться в лодку он
отверг. Возле берега оказалась промоина,
глубиной мне по грудь, а ему возможно по горло (за
лодкой не видел). Но когда перебрели, у него
сухими были только плечи. За день прошли около 18
км. Больше всего неприятностей доставляли
песчаные косы на перекатах, которые очень отлого
уходят в воду, от того постоянно приходится
брести по воде.
04.08.02 День шестой.
С утра пошли пешком. Через пять километров вышли
на перекат, который как всегда начинался косой.
Пока брели по косе, задул попутный ветер. Но
попутным он видимо был не до конца, а налетал
порывами из-за высокого берега и частенько
норовил стать встречным. Тем не менее, поставили
паруса. Саня пытался помогать веслами. Шли
порывами. Если ветер стихал или разворачивался,
делали шаг назад. В общем как в песне поется:
"Шаг назад и два вперед". Ближе к обеду ветра
не стало. Саня начал кашеварить, а я бурлачить.
Пока готовилась еда, продвинулись еще на два
километра. Только поднесли ложки ко рту, налетел
такой попутный ветер, что хоть все бросай. Но не
бросили. После обеда на парусах шли не долго.
Всего минут пятнадцать. Пошел дождь, а ветер стал
задувать со всех сторон. Чтоб не мочить вещи,
подняли тент и запряглись в бечеву. Дошли до
поселка Редикор . По дороге встретили странное
сооружение, назначение которого мы так и не
разгадали. В реку, метров на пятьдесят от берега,
уходило два ряда деревянных свай. Из воды торчат
только макушки. Две таких плотины расположены
метров на 200 одна от другой.
После Редикора река делает крутой поворот. За
поворотом ветер начал дуть ровно и попутно.
Поставили паруса и прошли еще три километра, пока
частые дожди нас не загнали под тент. Встали на
ночевку, примерно на километр выше километрового
знака "35". Это последний километровый знак,
который мы увидели на Вишере.
За день прошли около 16 км.
05.08.02 День седьмой.
С утра дошли пешком до поворота у Теклюевского
озера. За поворотом ветер стал попутным, пошли на
парусах. На перекатах, и при заходе ветра, Саня
помогал веслами. Плывем, мечтаем: "Если ветер
не подведет, на обед останавливаться не будем".
К половине первого дошли до поворота у Березовой
старицы. Река поворачивает градусов на 80, но
ветер развернулся на все 150 и прибил нас к берегу.
Саня начал готовить обед, а я тащить. С перекатом
у Березовой старицы боролся почти полтора часа.
Мель тянется чуть ли не до противоположного
берега, но не поперек реки а по диагонали, поэтому
пришлось сначала подниматься вверх, огибая
многочисленные косы, а потом возвращаться метров
на триста обратно и тоже огибая косы. После обеда
еще два часа боролись с этим перекатом. В конце
переката, когда начался яр, перешли на веслах на
правый берег, высокий и каменистый. Шли пешком
километра три, пока не уперлись в завалы из
бревен, и пока дождик не загнал нас в лодку. Минут
тридцать пережидали дождь, затем столько же
пробирались через завал, после чего вышли на
каменистый перекат. Каменистые перекаты
проходить значительно легче, нет бесконечных
выматывающих кос, которые приходится обходить.
Перекат закончился очередным бревенчатым
завалом, который тянулся метров триста. Бревна
лежали в несколько слоев. Для тех, кто испугался,
замечу, что бревна были только у берега, по руслу
их не было, но так как мы тянули бечевой, то для
нас это стало препятствием. Сразу за завалом
начинался крутой яр. Я с бечевой поскакал по
кручам, а Саня, сидел на носу и отталкивался
ногами от берега. Времени было уже много, а место
для ночевки все не попадалось. Так бы и брели до
темноты, да вовремя дошло, что можно прейти на
левый берег. Якорь бросили примерно на километр
ниже п. Рябинино.
За день прошли около 18 км. |
06.08.02 День восьмой.
Неделя пролетела как два дня. Утром в спальнике
стало прохладно. Пора ложиться в тельняшке.
Первым делом, как проснулись, стали греть
завтрак, чтоб под тентом стало тепло. На
некоторое время это удалось, но вскоре пришлось
одевать телогрейку. До обеда кое-как прошли
Рябинино. Сначала два часа шли по левому берегу
два километра, обходя длиннющие косы и кучи
щебня, оставшиеся после дноуглубительных работ.
Когда стали напротив поселка, перегреблись на
правый берег. Я пошел по магазинам, подкупить
продукты и медикаменты. Позвонил домой,
поздравил жену с днем рождения. Ни где не удалось
купить полиэтиленовую пленку. Сказали не сезон.
На берегу повстречали дедка, который с
энтузиазмом предложил починить нам мотор, но мы
отказались. Времени жалко стало на безнадежное
занятие. На обратном пути приглашал в гости,
обещал натопить баню. С обеда подул попутный
ветер, и мы целых 15 минут шли на парусах, до тех
пор, пока нас не догнала очередная туча.
Пережидая дождь, успели вздремнуть. После дождя
еще минут тридцать шли на парусах и опять туча.
Ветер подул встречный, да с такой силой, что
потащило якорь. Снова пришлось устраивать
перекур. После перекура запряглись в бечеву.
Перекат ниже впадения Колвы прошли довольно
легко. Напротив устья Колвы попали в суводь и
метров двести шли на веслах вверх по реке при
попутном течении. Еще около километра шли под
высоким яром, Саня тянул бечеву, а я отталкивался
от берега веслом. К половине восьмого дошли до
полевого стана. Около него удобное место для
стоянки. Решили здесь и заночевать. Косари
накормили нас супом, а мы поделились с ними
хлебом. Саня, воспользовавшись возможностью
отдохнуть от приготовления пищи, решил заняться
рыбалкой. Впрочем, безрезультатно. За день прошли
10 км.
07.08.02 День девятый.
Всю ночь периодически брызгал дождь. Так как
пленка представляла собой большую дыру, а погода
не предвещала ни каких гадостей, натягивать ее не
стали. В результате часть осадков просочилась в
лодку и подмочила Санин спальник. День надумали
сделать банным и потому подъем объявили на час
позже, идти решили до ближайшего удобного места.
Движемся с большими перерывами, пережидая
кратковременные дожди, идущие один за другим.
Часть пути решили срезать, пройдя по протоке,
которая, судя по карте, короче основного русла
километра на три. Рассчитывали на более слабое
течение и защиту от встречного ветра, но в
очередной раз не угадали. Течение оказалось
сильней, чем в основном русле, а ветер такой же.
Пишу эти строки, пережидая очередной дождь.
Времени уже половина первого, а с утра пройдено
всего 3 км. К часу нашли неплохое место для бани,
но подул такой попутный ветер, что опять возникли
сомнения, идти дальше или останавливаться.
Решили, что сначала пообедаем, а там видно будет.
Пообедали, и стало видно, что по этой протоке
придется идти еще дня четыре, сильное течение и
берега все в корягах. Развернулись по течению и
минут за 15 прошли тот путь, на который потратили
два часа. Вышли в основное русло и двинулись по
нему. Это оказалось намного проще. В конце дня
наконец-то нашли такое место, где можно устроить
приличную баню. За день прошли около 7 км.
08.08.02 День десятый.
Опять всю ночь и до обеда поливал дождь. Тент
опять протек и опять подмочил Санин спальник.
После завтрака стали готовить баню, на что
потратили четыре часа. По причине дырявости
пленки банька получилась малюсенькая и
убогонькая, но легкость в теле, после такой бани,
была настоящая. Обед готовить начали уже в три
часа. Во время приготовления кончился газ в
баллоне. Пять литров хватило немногим больше
недели. В пять вечера с попутным ветром снялись с
якоря и проскочили мимо входа в протоку, по
которой накануне пытались сократить путь.
Боялись, что если пойдем на веслах, нас затянет.
Но бог нам помог и вынес на косу выше протоки.
Дальше потащили бечевой. На противоположном
берегу стоял какой-то палаточный лагерь. Мы
предположили, что это косари. Все лагерники
выстроились на берегу и приветствовали нас,
размахивая руками и что-то крича. Что они кричали,
мы расслышать не могли из-за шлепанья сапогами по
воде. Когда коса закончилась, на веслах
переправились на левый берег. Дальше шли
открытым на кануне способом: один гребет, другой
тянет. К восьми часам подошли к концу очередной
косы, где и решили встать на ночь. За неполных три
часа прошли около 4,5 км.
09.08.02 День одиннадцатый.
С утра радио передало погоду. В Чердыни 5 градусов
тепла. Для нас, водоплавающих, это почти
заморозок. Вылазить из спальника желающих было
мало. Но небо было чистое, а из-за кустов
выглядывало яркое солнце. Я отважился поставить
чайник на плиту. К девяти часам поели, прибрались
и снялись с якоря. До обеда двигались
бечевочно-гребальным способом (один гребет,
другой тянет).
Пока Саня готовил обед, я устроил постирушку. На
обед варится борщ из пакета. В прошлый раз я
попробовал, вместо сметаны, добавить в борщ
сгущенку, на мой взгляд, получилось не плохо. Ниже
деревни Данилов луг повстречали катер Амур с
березниковскими номерами. Он стоял возле берега
у оборудованного причала, а на берегу был натянут
тент и развернута палатка. Похоже, что муж с женой
занимались заготовками на зиму. Перед Даниловым
лугом задул попутный ветер, который пронес нас
мимо деревни.
За день прошли около 16 км. Могли бы и больше, но
как всегда помешал дождь.
|
10.08.02 День двенадцатый.
Ночью сильно задуло. В борт стала брякать нудная
волна, мешая спать, в снастях завывал ветер,
что-то брякало и гремело.
За день произошла масса событий. Немного
протопав, повстречали группу юных туристов.
Поздоровались, пошли дальше. А дальше был высокий
обрывистый берег и сухое дерево, торчащее из него
в сторону воды. В голову пришла мысль подтянуть
мачту к дереву и с него надеть вымпел, который у
нас на кануне сдернуло деревом. Пока надевали
вымпел, отломили от мачты краспицу (деталь
стоячего такелажа). Вернулись к туристам для
починки, там был удобней берег. Ремонт занял
около получаса. У туристов, а это был лагерь для
проблемных подростков, организованный
Красновишерским РОНО, был как раз завтрак. Они уже поели,
и у них осталось литра три каши. Предложили нам.
Так как время у нас было почти обеденное, сразу и
пообедали. Еще пару литров каши сложили нам в
котелок. Пообедав, пошли дальше, где на веслах,
где на бечеве. Через пару километров сломалась у
весла уключина. Минут двадцать потратили на
ремонт, после чего собрались ставить паруса. Тут
выяснилось, что котелок с кашей я забыл у
туристов. Бог с ней с кашей, но без котелка нам в
дальнейшем вообще не светила горячая пища. Пошел
обратно берегом. И пришел вовремя. Их
руководитель словила какую-то моторку и
собралась везти котелок нам, приложив к нему
пачку чая. Деда, который управлял моторкой,
уговорили дотащить нас до Усть-Язьвы за 10 литров
бензина. Всю дорогу, пока он нас тащил, удивлялся
нашей ненормальности (подниматься против
течения без мотора не одну сотню километров). |
В Усть-Язьве, на берегу, нас встретил
мальчуган, лет восьми. Выклянчил рубль. За это
попросили его проводить нас до магазина. В
магазине он попросил купить для него лапшу
быстрого приготовления. В замен я предложил ему
мороженное. Он согласился. Когда выходили из
магазина, выклянчил еще 5 рублей на булку хлеба.
От Усть-Язьвы дул попутный ветер, но поставить
удалось только один парус. У второго запутался
фал, когда опускали мачту. За пару километров
удалось перепустить фал через краспицы и
поставить второй парус. По законам подлости
ветер тут же стих, а течение усилилось.
Запряглись в бечеву, но шли так не долго. В воду с
берегов свисали непролазные кусты, и пришлось
переходить на весла. Вскоре река стала шире,
течение замедлилось и грести стало легче. Так шли
до самого вечера. На ночь остановились на
повороте, около самой узкой перемычки между
меандрами реки. По карте около 300 м. Я пошел
разведать, не сделать ли нам здесь волок. До
противоположного берега идет дорога, по которой
я шел 7 минут. Дорогой уже давно ни кто не
пользовался, она заросла, но протащиться по ней
можно, а вот выбраться на нее от воды весьма
проблематично. Берег зарос густыми зарослями
ольхи, через которые придется прорубаться часа
два. К тому же надо будет опускать мачту,
выгружать все, что может кататься и валяться. В
общем, решили идти вокруг, а это со слов деда,
который нас буксировал 18 км.11.08.02 День
тринадцатый.
Ночь была на удивление тихой. Ни ветра, ни дождя,
ни сильного мороза. После завтрака пошли на
бечеве по правому берегу. На пути постоянно
попадались каменные высыпки от дноуглубительных
работ, которые приходилось обходить. Но где
высыпок не было, ноги начинали вязнуть в иле.
Прошли около километра, когда нас догнала
моторная лодка. Махнули, подошла. Договорились на
буксир. Поднял нас километров на шесть, еще три
прошли гребельно-парусным способом и встали на
перекус. (Сегодня решили попробовать двухразовое
питание с перекусом в обед.) Пока перекусывали,
начался дождь, который впрочем, быстро кончился.
После дождя, пройдя совсем не много, нас догнала
другая лодка, которая снова взяла на буксир.
Маломощный "Вихрь-20" весь содрогался от
натуги, таща наш крейсер. Пройдя так километра
три, капитан буксировщика предложил, кому-либо
идти с ним по берегу, а другому вести лодку
дальше. Я прошел на моторе еще километра три, до
деревни Чернушка.
Пройдя с бечевой еще полтора часа, встали на
ночевку в устье р. Черная.
За день прошли около 22 км.
12.08.02 День четырнадцатый.
В половине седьмого начал накрапывать дождь. К
семи часам он стал капать на подушку, к 7 20 на
спальник и т.д. К девяти часам дождь еще не
кончился. Мы позавтракали, а протечек стало около
десятка. Для ликвидации потопа в ход идут
подносы, миски, кружки, фляжки для воды. К десяти
часам нужда выгнала нас наружу. Коль скоро это
случилось, двигаться дальше решили, ведя лодку на
бечеве.
Радио обещало кратковременные дожди.
Кратковременный дождь длился с половины
седьмого до двенадцати часов. Потом
возобновлялся еще несколько раз, но уже
действительно кратковременно. Все дожди прошли,
пока стояли в Красновишерске. Докупили
продуктов, отбили телеграмму. Полиэтилена опять
ни где не нашли. Вечером приладил вместо пленки
паруса, но они маленькие и не закрывают всех дыр.
Около Красновишерска шли по правому берегу,
левый застроен причалами. Но и по нему идти было
не просто. Вдоль берега каменные высыпки после
дноуглубительных работ и длинные не
предсказуемые мели.
За день прошли около 12 км.
13.08.02 День пятнадцатый.
Ночь прошла спокойно
После завтрака перешли на веслах на левый берег и
потянули лодку бечевой. Берег в основном
каменистый. Идти довольно легко. Из-за поворота
показалась скала Ветлан. Громада, возвышающаяся
над рекой на высоту более ста метров. В голове
возникают ассоциации Ветлан - великан.
За следующим поворотом, по правому берегу,
появилась скала Кедровая. Намного скромней.
Напротив ее в Вишеру впадает безымянная речка,
которую надо было форсировать. И тут… Я
переоценил длину своих сапог. Вода в ней такая
прозрачная, что дно кажется рядом. Нагреб сразу в
оба сапога. Пришлось переодеваться в сухое, и в
дальнейшем мог помогать только веслами, одно из
которых благополучно сломал. Приладил к нему
последнюю запчасть. Если еще раз сломается,
чинить будет нечем. После обеда задул сильный
попутный ветер, который дул целых десять минут.
За это время успели пройти около километра. В
районе д. Ромашиха, после нескольких попыток
поймать ветер еще раз, залезли в болото, из
которого выбирались больше часа. После деревни
берег стал каменистый. По нему до ночной стоянки
прошли еще около трех километров. На ночевку нас
остановил очередной дождик.
За день прошли около 14 км. |
14.08.02 День шестнадцатый.
Пишу уже вечером. День
прошел на удивление удачно. Весь день дул
попутный ветер и не было ни одного дождя, хоть и
было очень холодно. За день удалось пройти около
19 км. Потрудиться пришлось только на перекатах.
Первый перекат, ниже деревни Говорливая,
проходили способом "тянитолкай" (один тянет
бечевой, другой отталкивается с кормы веслом).
Течение очень быстрое, и нам пришлось немного
попотеть, прежде чем вышли на плес. Зато потом
прошли на парусах в десяти метрах от камня
Говорливого. Ощущения передать словами трудно.
Огромная, вырастающая из воды скала, уходящая в
небо, нависающая карнизами над водой. Жаль, что
некому было запечатлеть это со стороны.
Возле поселка Вишерогорск ходит паром. На катере,
который его водит, до сих пор развевается флаг
РСФСР. |
Предложил
капитану махнуть на Российский триколор, который
мы на днях нашли в прибрежных кустах, но он
отказался, сказав, что этот ему больше нравится.
Попутный ветер стих в 18 часов. Сделали небольшой
перерыв. Послушали погоду, которую передавали
ежедневно в 18.20 и запряглись в бечеву. Берег
каменистый, идти легко, но в реке, возле берега
много больших валунов, о которые то и дело
скребется лодка. К возвращению, наверное, протрем
дыру.
А еще сегодня открыли новый способ движения по
мелководью на парусах при попутном ветре. Обычно
правим рулем, закрепленным на моторе, но на мели
мотор цепляет дно. Так вот править стали веслами,
притормаживая по правому или левому борту. |
15.08.02 День семнадцатый.
С утра холодина, ветрина, хмарь, морось, в общем,
гадостность. Ночью не давали спать
кратковременные дожди, зато утром уснул и чуть не
залез спальником в газовую плитку, на которую
Саня уже поставил кипятиться чайник, а сам снова
забрался в спальник погреться.
До обеда прошли около семи километров. Шесть из
них шли пешком, а километр на парусах. Ветер подул
с такой силой, что двигались против течения даже
на стрежне.
На ночевку встали под скалой Источной, ниже д.
Велгур. Заговорило радио, которое сутки молчало
из-за не прохождения волн. В общей сложности за
день прошли около 12 км.
16.08.02 День восемнадцатый. Решили
посвятить гигиене.
Время, отведенное Сане, подходило к концу, на
завтра нужно было поворачивать назад, и поэтому
решили устроить банный день. Пленки для бани не
было. Сначала хотели нагреть воду на костре и
обмыться, но потом придумали использовать для
этих целей парус. Хуже бани у меня еще не было.
Парус оказался невелик, и банька получилась
очень тесная. Стенки ее прилипали к спине. Ткань
не парусная и легко продувается, поэтому весь жар
от каменки, обжегши уши, улетал в атмосферу.
После бани устроили постирушку, уборку в лодке,
помывку ее снаружи. Начавшийся ливень не дал
высохнуть белью. Саня пытался срыбачить хариуса
и по пояс провалился в яму. |
Днем на большой скорости вверх по реке прошли два РИБа.
В половине девятого вечера снялись с якоря и
пошли домой. Вышли на стрежень и легли в дрейф.
Ветра нет, над рекой тишина. Появилась
возможность разглядеть окрестности. Очень
впечатлила одна скала. На вершине выветрилось
подобие головы: глаза, нос, рот. Даже жутко стало.
Кажется, что в полной тишине на тебя смотрит
каменный великан.
Пока готовились ко сну, прошли около трех
километров.17.08.02 День девятнадцатый.
То, что в муках преодолевали вверх три дня, в низ
прошли за всего день. С утра ветра не было, и мы
мирно отдались на волю течения, пережидая дождь.
Саня сидел на корме и пытался поймать хариуса, а я
обозревал фарватер. Попытка посетить магазин в
поселке Вишерогорск закончилась неудачно.
Перерыв с 13 до 15, а мы подошли в 13.10. От
Вишерогорска подул сильный встречный ветер.
Пришлось садиться на весла. Гребли до самого
вечера и догребли до камня Ветлан. |
Выше камня
оборудована стоянка для туристов: навес со
столом, туалет, место для костра, палаток. (Такие
же стоянки оборудованы у камней Писаный,
Говорливый) Чуть раньше нас к стоянке подгребла
"резинка". В ней сплавлялись три женщины и
четыре ребенка. Самому старшему было лет
двенадцать. Пока мы подгребли, у них уже дымил
костер, ставились палатки. Разговорились. Они
оказались со Свердловской области. Таким
составом путешествуют второй год. Когда я сказал,
что не могу представить свою жену на сплаве, они,
то же самое, сказали про своих мужей.
За день прошли 35 км.18.08.02 День двадцатый.
Второй раз на подходе к Красновишерску нас
встречает затяжной дождь. Сплавлялись под
тентом, изредка высовываясь, чтоб подгрести к
струе. Ниже камня Ветлан, на берегу заметили
большой кусок полиэтиленовой пленки, которую в
это время года, в этих местах, купить невозможно.
Кусок конечно сильно обглоданный, и не лучше
того, что мы с горяча выкинули, но совместно с
парусами от дождя спастись можно.
В Красновишерске подкупили продуктов, отправили
телеграммы. В обед был праздник живота.
Весь день шли кратковременные дожди, которые
сильно тормозили движение. Каждый раз, когда
начинался дождь, мы прятались под тент и пытались
сплавляться по течению, но сопутствующий дождю
ветер неизменно прибивал нас к берегу. Тем не
менее, за день удалось пройти 30 километров.
Вечером проверили прибрежный сосновый бор на
наличие грибов. Грибов не оказалось. И это вторая
половина августа!
19.08.02 День двадцать первый.
Пасмурно. Проснулись, подняли якорь и стали
сплавляться. После завтрака сели на весла. Гребли
до обеда. Ниже поселка Усть-Язьва, с заброшенного
плавучего крана, водрузили на топ мачты
российский флаг, в замен сдутого и канувшего в
водах Вишеры вымпела, без которого сложно
определять направление ветра. Успели до дождя,
который загнал нас под тент, варить обед.
После обеда зарядили сплошные кратковременные
дожди. Тридцать минут гребли, сорок, в лучшем
случае, шли по течению, а в худшем стояли на месте.
И в любом случае ликвидировали потоп методом
подставления посуды под капель. Вот так, с
остановками, за день прошли 32 км.
20.08.02 День двадцать второй.
С утра обнаружилось, что аккумуляторам пришел
конец. Прогноз погоды послушать не удалось.
После завтрака сели на весла и гребли до поселка
Рябинино. Обедали на ходу по очереди. В Рябинино
зашли в магазин, докупили масла, хлеба. Дальше
двинулись на парусах. За Березовой Старицей нас
догнала туча, задула попутным ветром, обрушилась
ливнем. Грот опустили, а стаксель оставили
стоять, что дало нам возможность сохранять ход
все время, пока шел дождь и пройти еще пару
километров. На ночевку встали ниже поселка
Редикор. За день прошли 46 километров. Рекорд!
21.08.02 День двадцать третий.
Всю ночь и утром, пока завтракали, дул попутный
ветер. Как только подняли паруса, ветер стих.
Около часа ловили слабые порывы, а потом сели на
весла. Гребли еще меньше, чем шли на парусах.
Вскоре вошли в какую-то природную аномалию. Стена
очень мелкого дождя, просто водяная пыль, но
очень плотная, двигалась на встречу тому слабому
ветру, который мы пытались ловить. Пришлось
прятаться под тент и ложиться в дрейф. Дождь шел
минут сорок и сменился слабым попутным ветром,
который к тому же часто заходил за высокие
берега. И тем не менее, лодка уверенно шла по
курсу. Когда вышли на камские просторы, ветер
стал дуть ровно и свежо. Дул до самого вечера. В 20
часов встали на ночевку за островом, в устье
речки Боровица. За день прошли 53 километра. Новый
рекорд!
Всю вторую половину дня над нами висела туча
служащих и поливала нас дождиком. Тучка была
очень маленькая и висела только над нами.
22.08.02 День двадцать четвертый.
Синоптики опять все перепутали. Обещали
северо-западный ветер 3 - 8 м/сек, а включили южный,
значит встречный. Идти в лавировку не давала
узость фарватера и мели за его пределами, значит
опять весла. После обеда ветер усилился, грести
стало трудно. Попытались пройти протокой, чтобы
от него укрыться, но она была вытянута точно
вдоль ветра, и это не помогло. Решили, что будет
лучше не бороться с ветром, а немного переждать
его. Спрятались за маленьким выступом в берегу,
но помогло это конечно мало. Я пошел за грибами, а
Саня лег подремать. С грибами повезло. Первый раз
за этот поход удалось набрать полведра. Нажарили
полную сковороду и еще литр отварили. Жареные тут
же съели, а вареные я довез до дома.
Пока собирали и жарили, ветра не стало. Наступил
полный штиль. Продолжили путь на веслах. Гребли
до 22 часов, пока не стемнело. На ночевку встали за
остров, чуть ниже д. Лысьва.
На кануне вечером, когда подсчитывали
расстояние, оставалось пройти 48 километров. С
учетом того, что за день удалось пройти больше 50
километров, а прогноз обещал северо-западный
ветер, мечтали на завтра к вечеру быть дома. Я
предложил свой прогноз: на следующий день
пройдем 30 километров на веслах, и останется еще 20
на после завтра, которые тоже придется грести. На
первый день я ошибся только на 2 километра.
23.08.02 День двадцать пятый.
Густой туман. Около часа гребли вдоль берега.
Когда потянул слабый ветерок, подняли паруса.
Туман вскоре рассеялся, выглянуло солнце, ветер
немного усилился. К половине первого подошли к
мосту, между Березниками и Усольем. Саня собрал
свои вещи и понес домой, а я стал готовить обед в
его ожидании. Вернулся он даже немного раньше,
чем обед был готов. Пообедали и на парусах пошли
дальше. Около пристани Березники хотели пройти
между стоящими на якорях баржами, но когда
приблизились, они начали движение. Пришлось
немного поработать веслами, чтоб успеть
увернуться. В 17 часов лодка мягко уткнулась в
песок, возле родной базы.
Так закончился наш двадцатипятисуточный поход.
За это время поднялись по Каме и Вишере на 238
километров и на столько же спустились обратно. Из
них около 200 километров тащили лодку на бечеве. За
время похода только дня четыре не было дождя. К
сожалению, из-за ограниченности времени моего
матроса до конца не дошли.
Карта - 6 листов масштаб 1:200 000 Скачать
(2,6 Мбайт) |
Михаил Поспелов
Январь 2003 |
Обсудить в
конференции
|